1 марта 2013 г.
Российская Федерация в миграционных отношениях по сравнению с европейскими странами, не говоря уже об США, Канаде и др. экономически развитых странах, имеет свои специфические особенности, поскольку отличается не только территориальной разбросанностью, но и особенностями природно-климатического, социального характера, экономического развития, демографического состояния и т.п.
Тенденцию к увеличению имеет иммиграция из стран бывшего Советского союза (Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Украина, Узбекистан, Армения, Азербайджан и т.д.), при этом рассредоточение их по регионам также зависит от указанных выше факторов и характеризуется неоднозначностью и проблемами, присущими всем регионам, такими как:
- низкий приток в сельские местности, также как по внутренней миграции, которая имеет обратный процесс отток трудоспособного населения в города;
- дифференциация доходов между городским и сельским населением;
- рост общественной напряженности в крупных городах России.
- результатом активной международной деятельности ВУЗов является привлечение иностранных граждан с целью обучения и последующего вовлечения их в трудовой процесс;
- благодаря совокупности экономических и социальных условий качество жизни в России намного выше, чем в названных выше странах;
- для сельской местности – низкое жилье (ценовая доступность) и качество жизни (возможность заниматься подсобным хозяйством);
- вследствие высокого уровня культурного развития гражданского общества мигранты быстро адаптируются в современную общественно-политическую и экономическую жизнь.
- законотворческого характера – законодательство имеет большое количество законодательных и нормативных правовых актов, которые в отдельных случаях не взаимоувязаны, противоречивы, нарушаются, являются источником коррупционной деятельности, тем самым оно не эффективно и способствует существованию «теневого рынка» и безответственности государственных органов;
- фискальная неэффективность выдачи иностранным гражданам, работающим у физических лиц по найму, патента на трудовую деятельность, Стоимость ежемесячной оплаты 1 тыс.руб., что значительно ниже уровня взимаемого НДФЛ с российских граждан.
Так, если сумма НДФЛ с одного работающего в месяц составляет по приблизительным расчетам 5054 руб. (38878 х 13%), а в год 60648 руб.( например, по данным Росстата среднемесячная заработная плата в 2011 г. была начислена одному работающему в сумме 30856 рубля. (если учесть скрытую заработную плату, которая составляет 26 % от этой суммы, т.е. 8022 рублей) официальная зарплата в среднем составила 38878 в месяц на одного работника) т.е. при стоимости патента в виде авансового платежа в 1 тыс.руб., превышает более, чем в 5 раз.
Несмотря на принимаемые меры по привлечению этой категории иностранных граждан к уплате налогов в РФ (ФЗ от 19.05.2010 № 86-ФЗ в главе 23 НК РФ введена новая ст. 227.1, обязывающая уплату НДФЛ с внесением ежемесячного авансового платежа на основании патента в размере 1 тыс.руб. с индексацией его размера на коэффициент-дефлятор (ФЗ от 25.06.2012 № 94-ФЗ). Официальные источники заявляют «теневую миграцию» от 2 до 5 млн. трудовых мигрантов, она разумеется выше и колеблется на уровне от 12 до 15 млн. человек. Таким образом, бюджет РФ недополучает порядка 1 трлн. руб. [(15 000 000 чел. х (38878 руб. – 1000 руб.) х 13% ] х 12 мес. = 910 млрд.руб.
Таким образом, к неполученному российскому НДФЛ на уровне 2,2 трлн. руб.(по грубым расчетам должно поступать ежегодно – около 4,5 трлн.руб., а по данным налоговой статистики - 2,3 трлн.руб. (2012 г.), добавляется недополученный «мигрантский» НДФЛ в размере порядка 1 трл.рублей.
Конечно, имеется «пробел», т.е. несоответствие прав на получение налоговых вычетов по НДФЛ между российскими и иностранными гражданами, но он восполняется отсутствием уплаты иностранными гражданами других российских налогов (налог на землю, налог на имущество и т.д.), а также высокими коммунальными платежами и др. сборами.
В области реформирования налогообложения иностранных граждан необходимо учитывать следующие направления миграции:
- частные визиты иностранных граждан;
- деловые визиты иностранных граждан;
- въезд иностранных граждан с туристической и гуманитарной целями;
- въезд с целью обучения;
- въезд с целью трудоустройства и т.п.
1. неквалифицированная рабочая сила (в основном, «теневой рынок»):
- продавцы (розничная торговля, рестораны, кафе); дворники, строители, сельское и лесное хозяйства, разнорабочие и т.д.);
- строительство;
- обрабатывающие производства;
- транспорт;
- добыча полезных ископаемых;
- другие (сельское и лесное хозяйства, торговля, общественное питание, бытовые услуги).
Тем не менее, по данным официальной статистики выделяемые квоты не выбираются и не осваиваются. Приток высококвалифицированных специалистов в Россию незначителен, т.е. по отдельным регионам имеет место единичные случаи (проблема привлечения решается очень медленно, что связано с обременительными условия организации ведения и свободы бизнеса в регионах и по России в целом).
Основным инструментом регулирования сегодня является установление обоснованных квот на выдачу разрешений на работу мигрантам в соответствии с потребностями в тех или иных специалистах.
В целом необходим усиленный государственный контроль за освоением выделяемых квот, т.е. ввести сбор с работодателя – плату за каждую квоту; при расхождении между заявкой на получение квот и фактически освоенным количеством – взимать штраф; при установлении фактов «нелегальной рабочей силы» - взыскивать штраф в размере 10-кратной платы за квоту, при массовости ввести уголовную ответственность.
Автор: Сулейманов Д.Н., ректор Института налогового консультирования, кандидат экономических наук, эксперт Конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, Аттестационной комиссии и Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Центрального аппарата Федеральной налоговой службы России, член Рабочей группы по выработке единых подходов к реализации механизмов саморегулирования в сфере налогового консультирования ФНС России