РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Налоговое консультирование позволяет обеспечивать предоставление квалифицированной помощи налогоплательщикам при решении различных налоговых вопросов. Налоговые консультанты в этом случае играют значительную роль как лица, обладающие специальными знаниями и навыками. Шагом в развитии и правовом оформлении налогового консультирования явилось постановление Минтруда России от 04 августа 2000 г. № 57, которым внесено дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, касающееся новой квалификационной характеристики «КОНСУЛЬТАНТ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ». В ней предусматривается должностные обязанности консультанта по налогам и сборам, вопросы, которые он должен знать, а также требования к его квалификации.
Зарегистрированное 9 января 2002 г. в Москве некоммерческое партнерство по организации деятельности консультантов по налогам и сборам «Палата налоговых консультантов» (далее – Палата) имеет цели и задачи. Палата создана для целей:
– становления и развития профессионального налогового консультирования;
– обеспечения условий и содействия в осуществлении профессиональной деятельности членов Палаты в сфере налогового консультирования;
– содействия повышению налоговой культуры населения.
Для достижения уставных целей Палата ставит перед собой следующие задачи:
- проведение научно-исследовательских работ по проблемам гармонизации налогового законодательства;
- участие в проведении налоговой реформы в России с целью установления равновесия между фискальными интересами государства и интересами налогоплательщиков;
- осуществление информационной поддержки процесса реформирования налоговой системы;
- содействие созданию и развитию сети структур (центров, налоговых пунктов, консультаций и пр.), осуществляющих деятельность по профессиональному налоговому консультированию;
- разработка правил и стандартов профессионального налогового консультирования;
- участие в разработке и подготовке проектов нормативно-правовых актов всех уровней, затрагивающих интересы налоговых консультантов и налогоплательщиков;
- обеспечение защиты прав и интересов налогоплательщиков в различных допустимых законодательством формах;
- осуществление образовательной деятельности, в том числе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по налогообложению и налоговому консультированию.
Для достижения уставных целей и реализации задач Палата:
- осуществляет представление и защиту профессиональных интересов налоговых консультантов;
- представляет интересы по проблемам налогового консультирования в иностранных и международных организациях;
- способствует созданию общей информационно-справочной системы по налоговому консультированию;
- содействует финансированию собственными и привлеченными средствами перспективных инициатив и нововведений, а также информационных технологий, способствующих развитию профессионального налогового консультирования;
- создает единый банк данных о работниках и работодателях в сфере профессионального налогового консультирования;
- организует подготовку, переподготовку специалистов по налоговому консультированию (в том числе по программам высшего и дополнительного профессионального образования), а также создает условия для систематического повышения ими своей квалификации;
- разрабатывает и утверждает, квалификационные требования и проводит аттестацию специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере налогового консультирования;
- осуществляет консалтинг образовательных услуг;
- принимает участие в разработке методического обеспечения профессиональной деятельности в сфере налогового консультирования, осуществляет разработку и издание специальной литературы по указанной тематике;
- проводит конференции, симпозиумы, семинары или другие научно-консультационные мероприятия;
- осуществляет формирование делового имиджа членов Палаты;
- содействует учебным заведениям, ведомствам и иным организациям в совершенствовании и развитии профессионального налогового консультирования, в создании и развитии различных видов и форм образования (включая высшее и дополнительное профессиональное), научно-исследовательской и консультационной деятельности;
- содействует укреплению международных связей организаций, развивающих профессиональное налоговое консультирование, обеспечивает их конкурентоспособность в научно-образовательной сфере и практической деятельности;
- разрабатывает и реализует программы (проекты) образовательного, информационного, консультационного, юридического, экономического, технического, гуманитарного, благотворительного и др. характера.;
- осуществляет благотворительную деятельность в интересах общества или отдельных категорий лиц, проводит в этих целях в установленном порядке лотереи, аукционы, концертно-зрелищные и иные мероприятия;
- осуществляет предпринимательскую, внешнеэкономическую, издательскую деятельность;
- осуществляет иные виды деятельности, направленные на выполнение уставных целей и задач и не противоречащие действующему законодательству.
Консультанты по налогам и сборам могут оказывать услуги по налоговому планированию, консультированию, исчислению налогов, учетной деятельности (подготовка налоговой отчетности по заказам) и вести практическое счетоводство (ведение регистров и журналов).
Налоговое консультирование может быть построено в соответствии с:
- принятыми по этому вопросу федеральными законами и подзаконными актами;
- стандартами налогового консультирования.
Нормативная база налогового консультирования, хотя и имеется, но слаба и неопределенна. Налоги взимаются на основе законов, регламентирующих порядок и условия их уплаты. В Российской Федерации в 1991-93 гг. в основном была осуществлена первая налоговая реформа, целью которой было обеспечить поступление налогов в государственный бюджет в новых экономических условиях с учетом многообразия форм собственности и перехода к рыночным отношениям. Несмотря на отдельные недостатки, созданная налоговая система функционирует, но затем она стала все более и более давать сбои. Настоятельным требованием стало проведение новой налоговой реформы, основой которой стало принятие Налогового кодекса Российской Федерации.
Обеспечение уплаты налогов осуществляется в принудительном порядке. По данной причине растет число уголовных и административных дел, а это провоцирует социальную нестабильность, что, естественно, не приводит к желаемому результату для бюджета государства - полной собираемости налогов.
Более того, стало очевидным, что обстановку в налоговой сфере не удается переломить применением только силовых методов. Следует учитывать, что нарушителями налогового законодательства являются не только криминальные структуры, на которые и рассчитаны, в первую очередь, санкции за налоговые правонарушения. Нередки случаи, когда несоблюдение налогового законодательства имеет место со стороны и рядовых налогоплательщиков, и юридических лиц.
Необходимо налогоплательщику создавать условия, при которых у него не пропадало бы желание выполнять обязанности по уплате налогов и взаимодействовать с налоговыми органами. Эти условия должны бы основываться, по нашему мнению, на доброжелательном к нему отношении, информировании и консультировании.
Важной во всей этой системе является просветительская деятельность, которой могли бы заниматься средства массовой информации, имеющие, кстати, соответствующие налоговые льготы. Настало время квалифицированно разобраться с налоговым законодательством с целью его совершенствования. Принятие Налогового кодекса Российской Федерации послужило первым шагом для проведения еще более эффективной, чем ранее, налоговой реформы.
Следовало бы обеспечить связь и взаимодействие государственных органов в налоговой и правоохранительной сферах.
Надо создавать широкомасштабную систему налогового консультирования, во главу которой поставить подготовку и расстановку повсеместно такого важного специалиста как консультант по налогам и сборам.
В предлагаемой системе налогового консультирования в России обращение к консультанту по налогам и сборам должно быть правом налогоплательщиков. Любой налогоплательщик при желании может обращаться за квалифицированной и надежной помощью к консультантам (как к врачу, адвокату, юридическому консультанту и т.п.). Вместе с тем для определенных коммерческих организаций должна быть открыта возможность иметь в штате налогового консультанта или налоговый отдел.
Официальное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования, удостоверенного государственным документом. Это должна быть признанная государством деятельность, имеющая цель оказание квалифицированной помощи налогоплательщикам при обязательном соблюдении интересов государства.
В свою очередь, незаконная деятельность по налоговому консультированию, по нашему мнению, должна бы караться.
Взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым консультантом должны основываться на доверенности.
Государство получает возможность обеспечить силами, хотя и независимых, но квалифицированных и надежных специалистов налоговое планирование, контроль за достоверностью налоговой отчетности и правильностью налогообложения. При этом не расходуются бюджетные средства, а приток в бюджет дополнительных средств резко возрастает. Важно еще также подчеркнуть, что налоговое консультирование не подменяет государственный контроль за налогообложением, в том числе и налоговые проверки налогоплательщиков органами МНС России и проверки органами ФСНП России. Наоборот, указанные государственные органы приобретают в лице налоговых консультантов надежных помощников. Там, где консультанты по налогам и сборам будут добросовестно работать, отпадут проблемы правильности и своевременности уплаты налогов, не будет административных и уголовных дел по этим составам правонарушений.
Консультанты по налогам и сборам самостоятельно или в составе налоговых отделов организаций, а также палаты (гильдии) налоговых консультантов могли бы оказывать услуги по налоговому планированию, консультированию, исчислению налогов, учетной деятельности и ведению практического счетоводства.
Налоговое консультирование, по нашему мнению, могло бы быть построено в соответствии с принятыми по этому вопросу законами и подзаконными актами, а также со стандартами налогового консультирования.
По нашему мнению, консультант должен быть независимым, действовать в точном соответствии с законом, не поддерживать контакты, которые могут ограничить его деятельность, сохранять тайну налогоплательщика и действовать в его интересах с соблюдением законодательства, отстаивать интересы государства, оказывать помощь государственным органам, в частности, МНС России, ФСНП России.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) среди объектов гражданских прав называет в ст.128 работы и услуги, к которым, естественно, относится и налоговое консультирование. Это видно также в дальнейшем из главы 39 "Возмездное оказание услуг", в которой есть ст.779 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг (далее перечисляется, каких именно: услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, регулируемых ГК РФ специальными нормами). Обращаем внимание на то, что аудиторские, консультационные и информационные услуги здесь названы как отдельные, различающиеся между собой виды деятельности по оказанию услуг.
В ФЗ от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" также затронут вопрос о налоговом консультировании, хотя и несколько в ином аспекте. В пп.5 и 6 ст.1 указанного закона сказано о так называемых сопутствующих услугах, которые могут оказывать аудиторы. Среди них названо налоговое консультирование. На наш взгляд, оно попало в закон ошибочно, поскольку деятельность аудитора и консультанта по налогам и сборам - это два разных вида деятельности, определяемых, как уже было сказано, в ст.779 ГК РФ.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время имеется определенная законодательная база для регулирования деятельности по налоговому консультированию. Она характеризуется тем, что право заниматься налоговым консультированием в качестве одного из видов услуг законодательством допускается и защищается. Вместе с тем, специального законодательного акта о налоговом консультировании в России, в отличие от ряда развитых государств, пока нет.
Другое направление обозначилось в связи с принятием Министерством труда и социального развития РФ постановления от 4 августа 2000 г. N 37 "О внесении дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих", в соответствии с которым упомянутый Квалификационный справочник дополнен квалификационной характеристикой должности "Консультант по налогам и сборам". Таким образом, официально получили юридическое закрепление термин и должность "Консультант по налогам и сборам", открыт путь широкой подготовки через учебные заведения разного уровня (средние специальные, высшие, дополнительного, профессионального образования) лиц, желающих работать консультантами по налогам и сборам. Одновременно возникла не только потребность, но и право налогоплательщиков - юридических лиц приглашать на работу консультантов по налогам и сборам, включать их в штат, организовывать налоговое консультирование и налоговое планирование через создаваемые отделы и другие структурные подразделения. Для граждан, желающих получить соответствующее образование и в дальнейшем работать консультантом по налогам и сборам, открыты широкие возможности. Одна из них реализуется через кафедру налогового консультирования Международной академии предпринимательства, которая ведет обучение по программе дополнительного, профессионального образования «Подготовка консультантов по налогам и сборам». Выпускникам выдается государственный диплом о профессиональной переподготовке, дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности. С сентября 2002 г. в Институте обучаются также студенты, получающие высшее образование со специализацией по налоговому консультированию.
Важно то, что налоговое консультирование должно сыграть свою определенную роль в условиях рыночной экономики как самостоятельный вид деятельности. Его значение для предпринимателей трудно переоценить, поскольку непосредственно сказывается на точном и добровольном выполнении обязанностей налогоплательщика, определенных налоговым законодательством.
Профессор Андреев Е.П.