Диалоги

Т.Н. Мехова – директор Центра налогового планирования и консультирования НОУ «Институт налогового консультирования».

Совершенно согласна с Татьяной Борисовной, поскольку одновременно...



Засько В.Н. – ректор Московского налогового института, д.э.н.

Самое сложное при разработке этого законопроекта дать понятие...



Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования

При разработке и обсуждении законопроекта постараемся задействовать весь...



Старицына Н.В. – председатель комитета ИПБ России по налогообложению в коммерческих, некоммерческих организациях, в государственных (муниципальных) учреждениях.

Можно ли ознакомиться с законопроектом, разработанным...



Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования

Отдельные основополагающие для определения и понятия ...



Погребная Я.А. - директор Налогового колледжа, к.п.н.

При осуществлении образовательного процесса...



Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования

Использование международного опыта и консультаций...



Засько В.Н. – ректор Московского налогового института, д.э.н.

Стоит подумать и обсудить понятие...



Старицына Н.В. – председатель комитета ИПБ России по налогообложению в коммерческих, некоммерческих организациях, в государственных (муниципальных) учреждениях.

Совершенно верно. Осторожно надо подходить...



Т.Б. Школьная – заместитель директора Института налогового менеждмента и экономики недвижимости ВШЭ, к.э.н.

Ознакомившись с проектом Стратегии развития налогового консультирования в Российской Федерации...

Образование

27 марта 2013 г.

Состоялось заседание круглого стола на тему: «Перспективы развития системы налогового консультирования в Российской Федерации» на основе материалов разработанной концепции налогового консультирования и проекта закона «О налоговом консультировании» с участием ученых и специалистов ведущих вузов, представителей общественных организаций.

На заседании присутствовали: член Общественной палаты РФ, государственный советник налоговой службы 2-го ранга, д.э.н., профессор Паскачев А.Б.; директор Фонда науки и образования, проректор по научной работе МНИ, аттестованный консультант по налогам и сборам ГНИИ РНС ФНС РФ, д.и.н., профессор Михин А.А.; ректор МНИ, д.э.н., профессор Засько В.Н.; ректор института налогового консультирования, к.э.н., профессор Сулейманов Д.Н.; заведующий кафедрой налогового администрирования МНИ, государственный советник налоговой службы 2-го ранга, д.э.н. Кашин В.А.; профессор кафедры налогового контроля и проверок финансово-хозяйственной деятельности АЭБ МВД России, д.э.н. Нестеров Г.Г.; государственный советник налоговой службы 2-го ранга, член комитета Института профессиональных бухгалтеров России Мехова Т.Н.; ответственный секретарь экспертного совета по оценке результатов исследовательских работ в области налогов и налогообложения, руководитель научно-методического центра, к.в.н., профессор МНИ Субботин В.И.; заместитель директора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики, к.э.н. Школьная Т.Б.; руководитель центра налоговых и правовых консультаций МНИ Сулейманов М.Д.; заместитель директора центра налогового администрирования и финансового управления РАНХ и ГС при Президента РФ Шакирова Д.Ю.; директор налогового колледжа, аттестованный консультант по налогам и сборам ГНИИ РНС ФНС РФ, к.п.н., Погребная Я.А.; генеральный директор ООО «Тикра-ЭМ» Андрианов Д.Н.; генеральный директор ООО «Баракат» Исабеков А.А.

 

Во вступительном слове ведущий круглого стола директор Фонда науки и образования, проректор по научной работе МНИ, аттестованный консультант по налогам и сборам ГНИИ РНС ФНС РФ, д.и.н., профессор Михин А.А. отметил:
- В настоящее время рассматривается проект Федерального Закона «О налоговом консультировании», который подготовлен с целью конкретизации положения Налогового кодекса РФ об институте налогового представительства. В частности, о необходимости определения правового статуса уполномоченного представителя налогоплательщика и упорядочения деятельности по налоговому консультированию, а также квалифицированной подготовки.

Начиная еще с 90-х годов прошлого века в России идет процесс развития и правового оформления налогового консультирования. Его активно поддерживает ФНС, Институт государства и права РАН, организации налогоплательщиков, аудиторов, адвокатов, научных учреждений, ученых и работодателей.

В числе учебных заведений Московский налоговый институт, Институт налогового консультирования, Центр налогового администрирования и финансового управления РАНХиГС при Президенте РФ, Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости ВШЭ, РОСНОУ.

Цель сегодняшнего заседания круглого стола, собравшего представительное число участников, заключается в том, чтобы развить процесс решения вопросов налогового консультирования и налогового представительства на основе Федерального Закона.



В выступлении ректора Института налогового консультирования, к.э.н. профессора Сулейманова Д.Н. подчеркнуто:

- В нашей стране на протяжении нескольких десятков лет налоговая система постоянно реформировалась. Например, только в 1991-2000 гг. было принято 3340 новых актов, 643 изменяющих и дополняющих, 41 отменяющих.

Все это привело к активному включению граждан в налоговые правоотношения, предопределили появление потребности в услугах налогового консультанта и признания налогового консультирования самостоятельным видом деятельности.

Проблемы налогового консультирования затронули не только научную, но и политическую, экономическую и социальную сферы.

Подготовка квалифицированных специалистов в начале XXI века выдвинулась на первый план. В 2002 году был создан Институт налогового консультирования. Программа подготовки специалистов была подготовлена на основе зарубежного и отечественного опыта. За десять лет мы выпустили около 1000 аккредитованных специалистов. Все они успешно трудятся в организациях, некоторые из них открыли свои центры.

Сегодня среди участников нашего круглого стола присутствуют первые педагоги вуза, ведущие ученые, которые стоят у истоков многих разработанных документов по налоговому консультированию, в том числе проекта Закона «О налоговом консультировании». Это Паскачев А.Б., Нестеров Г.Г., Кашин В.А., Мехова Т.П. и др.



Член Общественной палаты РФ, государственный советник налоговой службы 2-го ранга, д.э.н., профессор Паскачев А.Б., продолжая тему подготовки специалистов, предложил подумать о том, как, где и по каким программам осуществлять подготовку, чтобы участие выпускников в реформировании налоговой системы приводило к реальным результатам стабилизации этой системы, укреплению налоговой дисциплины.

Главное, чтобы подготовка налоговых консультантов не сводилась к уровню «ликбеза» в сфере налогообложения, выдаче какого-либо аттестата, свидетельства или удостоверения, а тем более «диплома» негосударственного учебного заведения, выдаваемых за короткий срок обучения (несколько дней или недель, месяцев), в течение которого может быть лишь осуществлено лишь ознакомление с действующим налоговым законодательством и элементарными налоговыми понятиями.

Такой документ «об образовании» будет вызывать соблазн у владельца его заниматься частной практикой и брать за свои услуги большие гонорары, причем, без всякой ответственности за отрицательные результаты (причиненный ущерб) своего консультирования и представительства. Да и само краткосрочное обучение мало что дает для подготовки квалифицированных кадров в этой сфере. Наоборот же, обучение должно быть качественным, отвечать требованиям, в том числе и международных стандартов, желательно включать хорошую стажировку (можно и за рубежом, например, в Германии, Израиле, США и др.).

Подготавливаемые специалисты должны быть заинтересованы в своей квалификации и периодически (в начале через 3 года, а затем через 5 и более лет) проходить обучение с целью повышения квалификации. Востребованность именно таких специалистов будет весьма высокой не только в среде налогоплательщиков, но и в налоговых, правоохранительных органах, судах.


Государственный советник налоговой службы 2-го ранга, член комитета Института профессиональных бухгалтеров России Мехова Т.Н. Налоговое консультирование могло бы быть построено в соответствии с принятыми по этому вопросу законами и подзаконными актами, а также со налогового консультирования.

Нормативная база налогового консультирования в настоящее время, хотя и имеется, но весьма слаба и неопределенна.

В случае необходимости проведения налоговыми органами мероприятия, требующего участия налогового консультанта, эксперта, то возможен договор между палатой (гильдией) налоговых консультантов и налоговым органом (ФНС России). При этом государственные органы, поручившие налоговому консультанту выполнение обязанностей (своих служебных или в качестве эксперта по налогообложению), должны обеспечить личную безопасность налогового консультанта и членов его
семьи, если есть такая необходимость.

Важно при определении правового статуса налогового консультанта предусмотреть, что орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, а также прокурор, суд, арбитражный суд могут давать налоговому консультанту поручения выступать в качестве эксперта по налогообложению.
Консультант должен быть независимым, действовать в точном соответствии с законом, не поддерживать контакты, которые могут ограничить его деятельность, сохранять тайну налогоплательщика и действовать в его интересах с соблюдением законодательства, отстаивать интересы государства, оказывать помощь государственным органам, в частности ФНС России.

Таким образом, проблема правовой регламентации налогового консультирования является актуальной и нуждается в решении, которое бы привело к созданию спокойной, справедливой налоговой системы, основанной на цивилизованных отношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами. Важно то, что при этом обе стороны - государство и налогоплательщики – выигрывают.



Заведующий кафедрой налогового администрирования МНИ, государственный советник налоговой службы 2-го ранга, д.э.н. Кашин В.А.

Налоговое консультирование возникло в двадцатые года XX века как составная часть управленческого консультирования, как консультирования по вопросам финансов, включая финансовые организации финансовый контроль за осуществляемые хозяйственные операции.

При всем современном многообразии моделей в мировой практике можно выделить два варианта регулирования сферы налогового консультирования: государственное регулирование и саморегулирование.

При государственном регулировании в стране имеется специальный закон о налоговом консультировании существует профессиональное объединение , созданное и действующее на основе этого закона, поддерживая его осуществление и контролируя его выполнение. Членство в этом объединении является обязательным для всех субъектов налогового консультирования страны.

Странами-представителями этой системы выступают: Австрия, Венгрия, Германия, Польша, Италия, Словакия, Франция, Чешская Республика и Хорватия. К этой группе относятся также Люксембург и Португалия, хотя членство является добровольным.

В странах, в которых оказание консультационных услуг в сфере налогообложения не подлежит законодательной регламентации, функции регулирования профессиональных услуг берут на себя саморегулируемые организации.

Профессиональные объединения при этом, как правило, созданные на частноправовой базе и действует исключительно на основе внутренних правил и норм. Членами профорганизации становятся лица, отвечающие требованиям для вступления в нее, но на добровольных началах. Таким образом, собственные нормативные положения, изданные объединением, обязывают только его членов.

Странами-представителями этой системы является Бельгия, Великобритания, Голландия, Ирландия, Испания, Финляндия и другие.
Например, в Голландии функционирует четыре крупные организации, объединяющие налоговых консультантов, в каждой из которых приняты свои внутренние кодексы или уставы поведения, работают дисциплинарные и апелляционные коллегии.

Членство в организациях является персональным, и, как правило, требует университетской степени образования. Обычно член одной из них не может вступить в другую организацию.



Ректор МНИ, д.э.н., профессор Засько В.Н.
Важно, что в современных условиях налоговое консультирование реально выполняет статус уполномоченного представителя налогоплательщика. Их услугами воспользовались тысячи налогоплательщиков – юридических и физических лиц в различных регионах Российской Федерации.

Практика соответствующего Закона только установит статус-кво налогового консультанта как самостоятельного вида деятельности.

Федеральная налоговая служба РФ заинтересованно поддерживает процесс прохождения Закона, учитывая интересы организаций, научных учреждений, предпринимателей и населения страны.

Московский налоговый институт в настоящий период располагает достаточным научным потенциалом, чтобы быть активным участником подготовки важного документа затрагивающего серьезные интересы общества и государства. Мы проявляем готовность, принять участие в разработке Концепции налогового консультирования, Регламента их работы, программ и методических рекомендаций.

 

Научный руководитель
Института налогового консультирования

Кашин В.А.
д.э.н., профессор, государственный советник налоговой службы II ранга

Диалоги

Засько В.Н. – ректор Московского налогового института, д.э.н.

В новом Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» закреплены...



Погребная Я.А. - директор Налогового колледжа, к.п.н.

В новом Законе предусмотрено, что общее образование реализуется...



Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования

Получается, что все-таки какие-то средства родители будут вкладывать?...



Т.Н. Мехова – директор Центра налогового планирования и консультирования НОУ «Институт налогового консультирования».

Давайте посмотрим, что прописано в новом Законе...



Засько В.Н. – ректор Московского налогового института, д.э.н.

Есть и другие налоговые льготы для детей...



Зацепина В.М. – главный бухгалтер Московского налогового института

Нашим работникам Института и Колледжа мы...



Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования

Следующий налоговый вычет – на обучение в...



Горбатко Е.С. - заместитель заведующего кафедрой налогового администрирования и бухгалтерского учета Московского налогового института

Преподавателями нашей кафедры и мной лично всегда ...



Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования

Спасибо Елена Самратовна за заботу о детях...
Форум

Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования

От участников форума поступает много вопросов...



Старицына Н.В. – председатель комитета ИПБ России по налогообложению в коммерческих, некоммерческих организациях, в государственных (муниципальных) учреждениях.

Не могу остаться равнодушной и не поделиться опытом...



Сашичев В.В. - к.э.н., действительный государственный советник III класса.

Открывшаяся в настоящее время дискуссия представляет интерес...



Т.Н. Мехова – директор Центра налогового планирования и консультирования НОУ «Институт налогового консультирования».

Согласны. Поскольку это актуально, представляем...


Газиян А.В. – руководитель Центра дополнительного профессионального образования Московского налогового института.

При проведении обучающих программ по переподготовке и...



Погребная Я.А. - директор Налогового колледжа, к.п.н.

Действующая практика осуществления деятельности...


Целовальникова И.Ю. - специалист в области правового обеспечения инвестиционной сферы, к.ю.н.

Без юристов, конечно, не обойтись, поэтому предлагаю...