12 марта 2013 г.
состоялось заседание круглого стола по теме
«Профессиональное налоговое консультирование
и соблюдение прав консультируемого лица».
- Паскачев А.Б. - главный редактор журнала "Налоговая политика и практика", д.э.н, профессор, Государственный советник налоговой службы II ранга, член Общественной палаты Российской Федерации, член Президиума Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, глава Комиссии по миграционным вопросам Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ.
- Засько В.Н. - ректор Московского налогового института, д.э.н., профессор.
- Погребная Я.А. - директор Налогового колледжа, к.п.н.
- Михин А.А. - проректор по научной работе и международной деятельности Московского налогового института, д.и.н., профессор
- Мехова Т.Н. - советник налоговой службы РФ II ранга, член Комитета Института профессиональных бухгалтеров России в коммерческих и некоммерческих организациях, государственных (муниципальных) учреждениях
- Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования, к.э.н.
- Зацепина В.М. - директор Фонда науки и образования
- Мацаева М.Д. - координатор Центра таможенной и налоговой политики ШОС
Выступили:
- Паскачев А.Б. - главный редактор журнала "Налоговая политика и практика", д.э.н, профессор, Государственный советник налоговой службы II ранга, член Общественной палаты Российской Федерации, член Президиума Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, глава Комиссии по миграционным вопросам Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ.
- Мехова Т.Н. - советник налоговой службы РФ II ранга, член Комитета Института профессиональных бухгалтеров России в коммерческих и некоммерческих организациях, государственных (муниципальных) учреждениях
- Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования, к.э.н.
- Михин А.А. - проректор по научной работе и международной деятельности Московского налогового института, д.и.н., профессор
Налоговая система Российской Федерации формируется постепенно, но при этом отличается противоречивостью и сложностью, с точки зрения, законодательной и административной практики. Поэтому до сих пор продолжается работа по повышению ее эффективности. В настоящее время ФНС России и налоговые органы различных уровней, уделяют большое значение профилактическим мерам, возглавляют и координируют обширную деятельность по разработке и внедрению программ оказания содействия налогоплательщикам по исполнению своих налоговых обязанностей.
Одним из направлений по повышению работы с налогоплательщиками ФНС России рассматривает вовлечение внешних участников налогового пространства, имеющих возможность оказывать поддержку налогоплательщику, в числе которых рассматриваются и сообщества налоговых консультантов в форме саморегулируемых организаций.
Очень часто встает вопрос при каких условиях это даст положительный эффект?
Думаю, что только при условии организованного рынка налоговых консультационных услуг.
Чем вызвана необходимость объединения налоговых консультантов в СРО и есть ли желание создать другие СРО (например, у аудиторов их несколько)?
Многолетний опыт работ Института налогового консультирования и Палаты налоговых консультантов подтверждает, что позиционировать себя как аттестованный консультант по налогам и сборам - престижно и какую-то долю надежности (доверия) клиент испытывает именно к аттестованным консультантам, поскольку требования по поддержанию имиджа обязывают их повышать квалификацию, проходить профподготовку и т.д.
Международный опыт в области налогового консультирования свидетельствует об эффективности профессиональных сообществ, объединяющих своих членов, специализирующихся на налоговом консультировании по видам деятельности (например, в банковской сфере, страховой деятельности и т.д.), либо по определенным группам налогоплательщиков (например, ремесленники, фермеры, индивидуальные предприниматели), либо по видам налогов (например, НДС, имущественные налоги с физических лиц) и т.п.
Мехова Т.Н.
Какие принципы, функции хотел бы видеть государственный контролирующий орган в деятельности СРО и какие базовые требования к ее членам должны быть заложены этими СРО в своих нормативных правовых и внутренних документах?
Саморегулируемые организации (СРО) не могут заниматься предпринимательской деятельностью, их создание предполагается лишь для координации деятельности налоговых консультантов, для представления и защиты их профессиональных или имущественных интересов. Однако необходимо отметить, что статус этих СРО несколько отличается от большинства некоммерческих организаций, создаваемых гражданами и (или) юридическими лицами.
Полагаю, что основными функциями СРО могут быть:
- разработка и утверждение единых методик и общих стандартов качества налогового консультирования;
- создание единого банка данных о работниках и работодателях в сфере налогового консультирования;
- организация обучения налоговых консультантов;
- утверждение квалификационных требований к аттестации налоговых консультантов;
- защита прав и законных интересов налогоплательщиков;
- организация системы налогового консультирования;
- участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении налоговых консультантов;
- осуществление контроля за соблюдением квалификационных требований налоговыми консультантами;
- участие в аттестации налоговых консультантов и др.
Таким образом, качество оказываемых налоговыми консультантами услуг со стороны государственных органов эффективнее оценивать через СРО, поскольку эту функцию (роль) не смогут заменить или выполнить ни налоговые проверки, ни мониторинг Интернет - предложений, ни анализ судебной практики о конфликтных ситуациях, ни др. методы (опросы, обследования, рекомендации и отзывы клиентов и т.п.), ни самое главное «добросовестная» история налогоплательщиков-клиентов.
Михин А.А.
Чем обеспечивается доверие налогоплательщика – клиента к налоговому консультанту, какие факторы влияют при выборе налогового консультанта?
В настоящее время налогоплательщик приучен проверять своих контрагентов, а налоговый консультант – такой же контрагент, поскольку затраты на консультационные услуги, если они оказываются внешними налоговыми консультантами, в целях налогообложения должны быть экономически оправданы и документально подтверждены. Если налогоплательщик сам проверяем, то у него всегда есть желание иметь дело с тем, кто сам платит налоги.
С одной стороны, отсутствие информации о ИНН/КПП, ЕГРН (ЕГРИП) налоговых консультантов, рекламирующих свои услуги через Интернет, влияет на решение налогоплательщика: кому платить за услуги. С другой стороны, неорганизованный рынок создает неравные конкурентные условия ее участников.
Спорным является вопрос, будет ли осуществляться СРО реальный контроль за соблюдением качества оказываемых услуг.
Несомненно другое - для осуществления указанных выше функций СРО необходимо предоставление полномочий, закрепленных законодательно, как это уже имеет место в мировой практике.