Диалоги

Т.Н. Мехова – директор Центра налогового планирования и консультирования НОУ «Институт налогового консультирования».

Совершенно согласна с Татьяной Борисовной, поскольку одновременно...



Засько В.Н. – ректор Московского налогового института, д.э.н.

Самое сложное при разработке этого законопроекта дать понятие...



Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования

При разработке и обсуждении законопроекта постараемся задействовать весь...



Старицына Н.В. – председатель комитета ИПБ России по налогообложению в коммерческих, некоммерческих организациях, в государственных (муниципальных) учреждениях.

Можно ли ознакомиться с законопроектом, разработанным...



Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования

Отдельные основополагающие для определения и понятия ...



Погребная Я.А. - директор Налогового колледжа, к.п.н.

При осуществлении образовательного процесса...



Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования

Использование международного опыта и консультаций...



Засько В.Н. – ректор Московского налогового института, д.э.н.

Стоит подумать и обсудить понятие...



Старицына Н.В. – председатель комитета ИПБ России по налогообложению в коммерческих, некоммерческих организациях, в государственных (муниципальных) учреждениях.

Совершенно верно. Осторожно надо подходить...



Т.Б. Школьная – заместитель директора Института налогового менеждмента и экономики недвижимости ВШЭ, к.э.н.

Ознакомившись с проектом Стратегии развития налогового консультирования в Российской Федерации...

ФНС России
Образование

Уважаемые налогоплательщики, представители научного и бизнес сообщества представляем для обсуждения «Стратегию развития налогового консультирования в Российской Федерации».

Просим Вас принять участие в дискуссии и присылать предложения и комментарии на почтовый ящик Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

С уважением,
ректор Института,
Эксперт Конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, Аттестационной комиссии и Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Центрального аппарата Федеральной налоговой службы России, член Рабочей группы по выработке единых подходов к реализации механизмов саморегулирования в сфере налогового консультирования ФНС России, к.э.н.
Сулейманов Д.Н.

Проект

«Стратегия развития налогового консультирования
в Российской Федерации»

1. Общие положения, определения, понятия

1.1 Общие положения

Многие годы на российском рынке консультационных услуг отмечался недостаток конкуренции. С недавнего времени жесткая отраслевая конкуренция, процессы вертикальной интеграции структур породили ситуацию, когда цена неверного управленче¬ского решения очень высока, соответственно, сформировалась объективная потребность обращения к консультантам.

В настоящее время определенную часть рынка услуг по налоговому консультированию в России занимают ауди¬торы, в отличие от стран Запада, где аудиторская деятельность и налого¬вое консультирование принудительно разделены. Кроме того, значительная часть работы российских аудиторов чаще всего сводится к бухгал¬терскому и налоговому консультированию.

Российский рынок по налоговому консультированию предлагает широкий спектр услуг, осуществляемых, в основном, в следующих формах:

  • внешнее налоговое консультирование, осуществляемое на возмездной основе налоговыми консультантами – индивидуальными предпринимателями и различными фирмами, в том числе аудиторскими компаниями и адвокатскими образованиями, юридическим и физическим лицам;
  • внутреннее налоговое консультирование, осуществляемое физическими лицами, состоящими в трудовых отношениях в качестве консультанта по налогам и сборам в структурных подразделениях налогоплательщиков- юридических лиц.
Перечень оказываемых услуг в области налогового консультирования сводится к следующим видам:
  • Разъяснение положений по применению законодательства о налогах и сборах.
    Обращение налогоплательщиков в этих случаях к налоговому консультанту, в основном, обусловлено тем, что в деятельности налогоплательщика возникают нестандартные ситуации, либо обусловлено срочностью действий по принятию соответствующих решений.
    Например, законодательно вопрос налогообложения не урегулирован, при этом требуется срочное принятие решения в следующих случаях:
    • при подписании договоров с партнерами, особенно актуально при подписании договоров с инопартнерами;
    • в целях подготовки письменных возражений по результатам налоговых проверок и апелляционных жалоб, срок написания которых ограничен по времени (соответственно, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщиком и по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю) решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в отношении которого они были вынесены);
    • в случаях, требующих сопровождения налогоплательщика при рассмотрении материалов налоговых проверок в налоговом органе либо участия в качестве его представителя в судебных разбирательствах;
    и т.п.
  • Разъяснение порядка заполнения налоговой отчетности, а также ее составление и представление в налоговые органы – следующий комплекс услуг, оказываемых налоговыми консультантами.
  • Востребованными услугами, которые оказывают налоговые консультанты, являются услуги, связанные с регистрацией, перерегистрацией, ликвидацией (прекращением деятельности) консультируемого лица (организации или индивидуального предпринимателя), постановкой на учет (снятием с учета) их налоговых органах.
    Вместе с тем, часть услуг этого направления нацелена на содействие совершения налогоплательщиками противоправных действий: создание фирм «однодневок», ликвидация с задолженностью в бюджет и т.д.
  • Физическим лицам предлагаются услуги по составлению налоговой декларации по форме 3- НДФЛ в целях получения налоговых вычетов.
  • Стратегическое налоговое и финансовое планирование на предприятии.

Как видно, вышеперечисленный перечень оказываемых услуг разнообразен и востребован. Однако, при поиске квалифицированной помощи в Интернете, удивляет порой информация, размещаемая как рекламная для привлечения клиентов, не актуализированная на реалии действующего законодательства о налогах и сборах, т.е. не обновляемая в связи принятием изменений и дополнений, уже вступивших в законную силу. Такое положение затрудняет принять верное решение и обуславливает потерю времени. Кроме того, существует еще один отрицательный момент – на консультационных сайтах нередко отсутствуют сведения о государственной регистрации в ЕГРН (ЕГРИП), ИНН и налоговых консультантах.

Требования по контролю за деятельностью налогового консультирования, в том числе за качеством оказываемых консультационных услуг, и формы его осуществления в законодательном порядке отсутствуют, что, в свою очередь, порождает недоверие к самому консультанту, не получившему подтверждения своей «легитимности» со стороны государственного органа.

Сфера налогообложения слишком специфична и требует соответствующей специализации консультанта. У пользователя этих услуг всегда есть опасения, что полученные разъяснения не оправдают их ожиданий, тем более что работающие в настоящее время на этом рынке консультационные фирмы занимаются, в основном, минимизацией налогов и часто в своей работе прибегают к методам и способам ухода от налогообложения, не неся какой-либо ответственности за свои консультации.

Понятия «налоговое консультирование» в законодательстве нет, нет пока и закона о налоговом консультировании. Это самая большая сложность для установления требований к налоговому консультированию и условий для его существования.

1.2 Основные определения и понятия

Для целей настоящей Стратегии используются следующие определения и понятия:

  • деятельность по налоговому консультированию - это оказание услуг на возмездной основе физическими лицами, получившими Квалификационный аттестат о подтверждении соответствия квалификации «Консультант по налогам и сборам», запись об аттестации которых внесена в реестр консультантов по налогам и сборам (далее – налоговые консультанты), юридическим и физическим лицам, признаваемым в соответствии с НК РФ налогоплательщиками (далее по тексту – все в равной мере относится к плательщикам сборов и налоговым агентам);
  • внешнее налоговое консультирование, осуществляемое на возмездной основе налоговыми консультантами юридическим и физическим лицам, признаваемым в соответствии с НК РФ налогоплательщиками;
  • внутреннее налоговое консультирование, осуществляемое физическими лицами, состоящими в трудовых отношениях в качестве консультанта по налогам и сборам в структурных подразделениях налогоплательщиков;
  • саморегулируемая организация (СРО) - объединение субъектов предпринимательской и/или профессиональной деятельности по налоговому консультированию на праве членства.
  • консультант по налогам и сборам - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат налогового консультанта по налогам и сборам;
  • консультируемые лица — физические лица и организации, заключившие возмездный договор с субъектом налогового консультирования по налоговому консультированию.



2. Цель, задачи и принципы Стратегии развития налогового консультирования в Российской Федерации

2.1 Цель и задачи Стратегии

Целью Стратегии является развитие налогового консультирования в Российской Федерации, как самостоятельного вида деятельности на более высоком профессиональном уровне, для оказания содействия налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговых агентам в своевременной и полной уплате налогов и (или) сборов и обеспечение защиты их прав и законных интересов.

Основными задачами Стратегии являются:

  • становление института налоговых консультантов в РФ;
  • формирование научного фундамента Основ налогового консультирования в РФ.



2.2 Основные принципы Стратегии

Основные принципы Стратегии развития налогового консультирования: преемственность, системность, целостность, последовательность, социальная и государственная направленность.

Принцип преемственности должен быть определяющим, основываться на научно-теоретических исследованиях в области налогового консультирования, практике его осуществления в РФ и наиболее развитых странах, а также на имеющемся опыте деятельности по налоговому консультированию аудиторскими компаниями, адвокатскими образованиями, Палатой налоговых консультантов и опыте профессиональной подготовки налоговых консультантов образовательными учреждениями.

Стратегия преемственно согласуется с:

  • существующими направлениями государственной социально-ориентированной и налоговой политикой;
  • развитием и совершенствованием налоговой системы РФ;
  • уровнем научной разработанности темы;
  • образовательным процессом по подготовке налоговых консультантов;
  • готовностью создания налоговыми консультантами своих профессиональных объединений (СРО).
Принцип системности включает в себя последовательность стратегических направлений (этапов), обеспечивается реализацией стратегических направлений и соответствующих задач.

Определяющими направлениями Стратегии являются реализация целей и соответствующих задач, в том числе по следующим направлениям:
  • адекватная постановка задач, исходя из существующих проблем;
  • выработка эффективной стратегии изучения этих проблем (последовательное исследование существующего положения на рынке налоговых консультационных услуг и выявление проблем);
  • стратегические направления;
  • разработка пакета документов, регулирующих деятельность налогового консультирования.
Стратегические направления должны состоять из нескольких ключевых решений, обеспечивающих прорыв и новое качественное развитие данного направления – создание правового поля для осуществления деятельности по налоговому консультированию.

Ключевые решения должны быть взаимоувязаны и иметь свои инструменты реализации.

Принцип целостности. Стратегией предусматривается создание целостностной научно-обоснованной Системы налогового консультирования и реализация ее направлений.

Принцип государственной направленности (государственная политика):
  • создание устойчивого налогового пространства России, поддерживающего налогоплательщика;
  • придание системе налогового консультирования законодательного уровня, четко очерчивающего права и обязанности налоговых консультантов, их ответственность, а также права, обязанности и ответственность СРО налоговых консультантов; круг учреждений, занимающихся вопросами подготовки профессиональных налоговых консультантов и научной разработкой образовательных программ обучения и переподготовки;
  • определение роли и места государственного контроля за деятельностью по налоговому консультированию (прозрачность, проверяемость, ответственность).
Принцип социальной направленности Стратегии определяется социально-ориентированным подходом государственных органов по развитию у широких слоев населения - простых граждан налоговой культуры и мотиваций на основе повышения уровня работы налоговых органов, в том числе, путем вовлечения внешних участников налогового пространства, имеющих возможность оказывать поддержку налогоплательщику, в числе которых рассматриваются и сообщества налоговых консультантов в форме саморегулируемых организаций.

Принцип законности, предусматривающий с, одной стороны, реализацию всех процедур налогового консультирования в рамках действующего законодательного поля, и, с другой стороны, достижение деятельностью по налоговому консультированию такого качественного состояния, чтобы она сама по себе являлась фактором обеспечения законности в сфере налоговых правоотношений.



3. Основные направления настоящей Стратегии

3.1 Цель и задачи стратегических направлений

Первое направление – этапы развития налогового консультирования в РФ: проблемы, перспективы, результаты по формуле: «Качество. Клиентоориентированность. Мотивация. Налоговая культура».

На основе обобщения и анализа перечня услуг, оказываемых налоговыми консультантами в настоящее время, оценить:

  • их значимость;
  • круг пользователей;
  • качественный состав лиц, оказывающих услуги по налоговому консультированию;
  • эффективность (необходимость) объединения в профессиональные сообщества налоговых консультантов;
  • законодательную и нормативную правовую базу, регулирующую деятельность налоговых консультантов.
Определить достоинства, недостатки, проблемы.

Наметить цель направления, ключевые решения направления, инструменты реализации ключевых решений.

Второе направление – становление института налоговых консультантов в РФ.

Основная цель направления - законопроект «О налоговом консультировании».

Ключевые решения направления:
  • разработка законопроекта «О налоговом консультировании»;
  • разработка законопроектов, обуславливающих необходимость внесения изменений и дополнений в другие федеральные законы, в случае принятия законопроекта «О налоговом консультировании»;
  • формирование понятийного аппарата налогового консультирования (объект налогового консультирования, организационно- правовые формы, ответственность, тайна налогового консультирования, формы оказания услуг и т.п.).
Третье направление – формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию федерального закона «О налоговом консультировании» (в случае его принятия).

Цель направления – разработка следующих документов:
  • Кодекса профессиональной этики налогового консультанта;
  • Положения об Объединенной аттестационной комиссии налоговых консультантов;
  • Порядка ведения саморегулируемыми организациями Реестра налоговых консультантов, государственного реестра саморегулируемых организаций;
  • стандартов по осуществлению деятельности по налоговому консультированию:
    а) поведенческий (коммуникативный) стандарт налогового консультанта;
    б) стандарт предоставления налогоплательщику необходимой информации о налоговом консультировании;
    в) примерные стандарты документов, применяемых при взаимоотношениях налоговых консультантов с налогоплательщиками.
Четвертое направление – организация системы правового регулирования налогового консультирования.

Пятое направление - формирование позитивного образа и повышения престижа налоговых консультантов в глазах налогоплательщиков и государственных органов.

Шестое направление – организация и управление реализацией мероприятий Стратегии.

Седьмое направление – планирование и определение этапов, сроков, состава мероприятий реализации Стратегии.



4. Международное сотрудничество в области налогового консультирования.


Организация взаимодействия российского и мирового сообщества для развития налогового консультирования в России:

  • международные конференции;
  • межвузовские конференции;
  • круглые столы;
  • публикация материалов и открытый доступ к ним в Интернете.

Автор: Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования, Эксперт Конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, Аттестационной комиссии и Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Центрального аппарата Федеральной налоговой службы России, член Рабочей группы по выработке единых подходов к реализации механизмов саморегулирования в сфере налогового консультирования ФНС России, к.э.н.
 

Научный руководитель
Института налогового консультирования

Кашин В.А.
д.э.н., профессор, государственный советник налоговой службы II ранга

Диалоги

Засько В.Н. – ректор Московского налогового института, д.э.н.

В новом Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» закреплены...



Погребная Я.А. - директор Налогового колледжа, к.п.н.

В новом Законе предусмотрено, что общее образование реализуется...



Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования

Получается, что все-таки какие-то средства родители будут вкладывать?...



Т.Н. Мехова – директор Центра налогового планирования и консультирования НОУ «Институт налогового консультирования».

Давайте посмотрим, что прописано в новом Законе...



Засько В.Н. – ректор Московского налогового института, д.э.н.

Есть и другие налоговые льготы для детей...



Зацепина В.М. – главный бухгалтер Московского налогового института

Нашим работникам Института и Колледжа мы...



Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования

Следующий налоговый вычет – на обучение в...



Горбатко Е.С. - заместитель заведующего кафедрой налогового администрирования и бухгалтерского учета Московского налогового института

Преподавателями нашей кафедры и мной лично всегда ...



Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования

Спасибо Елена Самратовна за заботу о детях...
Форум

Сулейманов Д.Н. - ректор Института налогового консультирования

От участников форума поступает много вопросов...



Старицына Н.В. – председатель комитета ИПБ России по налогообложению в коммерческих, некоммерческих организациях, в государственных (муниципальных) учреждениях.

Не могу остаться равнодушной и не поделиться опытом...



Сашичев В.В. - к.э.н., действительный государственный советник III класса.

Открывшаяся в настоящее время дискуссия представляет интерес...



Т.Н. Мехова – директор Центра налогового планирования и консультирования НОУ «Институт налогового консультирования».

Согласны. Поскольку это актуально, представляем...


Газиян А.В. – руководитель Центра дополнительного профессионального образования Московского налогового института.

При проведении обучающих программ по переподготовке и...



Погребная Я.А. - директор Налогового колледжа, к.п.н.

Действующая практика осуществления деятельности...


Целовальникова И.Ю. - специалист в области правового обеспечения инвестиционной сферы, к.ю.н.

Без юристов, конечно, не обойтись, поэтому предлагаю...