Ректор Института налогового консультирования Д.Н. Сулейманов поставил задачу перед членами Рабочей группы по подготовке и реализации Стратегии развития налогового консультирования в Российской Федерации обсудить отдельные положения Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее ФЗ № 134-ФЗ), направленные на создание условий для предупреждения, пресечения и выявления незаконных финансовых операций, в том числе с использованием фирм-однодневок, схем уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей.

В частности, было отмечено: «Несмотря на то, что отдельные положения этого ФЗ № 134-ФЗ вступают в силу с 2014 и 2015 г.г., хотелось бы уже сейчас оценить их с позиций действенного применения на практике и привлечь налоговое сообщество к обсуждению, в том числе о роли налоговых консультантов: прибавится ли клиентов у налоговых консультантов в связи с принятием этого ФЗ № 134-ФЗ, будут ли обращаться к ним не только налогоплательщики - юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее – ИП), но простые граждане и в каких случаях?».

Мехова Т.Н. – Директор центра налогового планирования и консультирования ИНК отметила, что значительные новшества коснулись ст. 86 НК РФ.

Так, согласно п. 1 этой статьи (в новой редакции) установлена обязанность банков по сообщению в налоговый орган об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (далее – физические лица), в течение трех дней после наступления события.

Кроме того, налоговым органам указанными поправками (п.2 предоставляется право на основании мотивированного запроса запрашивать справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц в банке, выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), а также справок об остатках ЭДС и их переводе в строго определенных ФЗ № 134-ФЗ случаях:

  1. при проведении налоговых проверок;
  2. при истребовании у них информации (документов) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ;
  3. получения запроса уполномоченного органа иностранного государства (в случаях, предусмотренных международными договорами РФ).
Шакирова Д.Ю. – руководитель Центра дополнительного профессионального образования

Вызывают опасения, что эти норма влечет значительные ограничения конституционных прав граждан, а следовательно, ее реализация на местном уровне (налоговой инспекции) должна строго контролироваться вышестоящим налоговым органом и иметь максимально серьезную мотивацию.

Сулейманов Д.Н. – ректор Института налогового консультирования, к.э.н.

Не исключено, что могут быть и перегибы, как, например, имело место «разблокировка счетов» организаций и индивидуальных предпринимателей, а также фактор коррупциогенности – избирательное использование данной информации в отношении отдельных физических лиц.

Мехова Т.Н. – Директор центра налогового планирования и консультирования ИНК

Я не исключаю и такие случаи, когда, имея доступ к счетам физических лиц, налоговые органы без каких-либо веских оснований будут производить истребование у гражданина пояснений по любой произведенной им операции.

Засько В.Н. – ректор Московского налогового института, д.э.н. - значит мы заведомо отказываемся от презумпции добросовестности?

Сулейманов Д.Н. – ректор Института налогового консультирования, к.э.н. – не будет ли создан прецедент всевозможных злоупотреблений со стороны налоговых и банковских работников?

Мехова Т.Н. – Директор центра налогового планирования и консультирования ИНК – совершенно согласна с этими опасениями. Конечно же, в ФЗ № 134-ФЗ прописано, что данная информация в отношении физических лиц будет запрашиваться только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. Есть еще один отрицательный момент – не повлияет ли данная норма на уровень привлекательности хранения свободных денежных средств в банках?

Погребная Я.А. – директор Налогового колледжа, к.п.н.

Я так, понимаю, что в указанном «треугольнике: банки-налоговые органы-граждане», есть только права (налоговые органы), обязанности (банки), а для граждан законодательная норма: извещение его о том, что по его счетам (вкладам) запрашивается информация отсутствует, т.е. налицо правовой пробел. Значит будут сложности и проблемы.

Сулейманов Д.Н. – ректор Института налогового консультирования, к.э.н.

До вступления этих норм в действие еще есть время. В связи с этим хотелось бы обсудить с налоговым сообществом следующие вопросы:
  • готовы ли налоговые консультанты оказать помощь по разъяснению законодательных норм;
  • будет ли обеспечена действенная защита конституционных прав граждан;
  • какие меры защиты понадобятся в случае неправомерных действий должностных лиц налоговых органов.
Мехова Т.Н. – Директор центра налогового планирования и консультирования ИНК

Предлагаю продолжить и дальше обсуждение не менее актуальных вопросов этого ФЗ № 134-ФЗ «Налоговые консультанты и представление налоговой отчетности по НДС в электронном виде». Особенно это болезненно коснется малого и среднего бизнеса.

Хотелось с учетом этих обсуждений обозначить круг проблемных вопросов и пути их решения.