ПОЛОЖЕНИЕ
о консультантах по налогам и сборам
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с профессиональной деятельностью по налоговому консультированию лиц, прошедших аттестацию и регистрацию в Комиссии по аттестации и регистрации консультантов по налогам и сборам, созданной на основании приказа НОУ "Институт налогового консультирования".
1.2 Налоговое консультирование (консультирование по налогам и сборам) – вид профессиональной деятельности по оказанию заказчику (консультируемому лицу) на платной основе услуг, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Налоговое консультирование осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, главой 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 29 «Уполномоченный представитель налогоплательщика» Налогового кодекса Российской Федерации, федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Услуги по налоговому консультированию, оказанные с нарушением законодательства Российской Федерации, являются ненадлежащим налоговым консультированием. Принципами профессиональной деятельности по налоговому консультированию являются профессионализм и добровольность налогового консультирования.
1.3 Профессиональные услуги по налоговому консультированию заключаются в даче лицами, профессионально оказывающими услуги по налоговому консультированию, заказчику рекомендаций по должному применению законодательства о налогах и сборах, а также представление его интересов в отношениях с налоговыми, финансовыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Профессиональные услуги по налоговому консультированию могут оказываться устно или письменно на основе договоров, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством.
1.4 Консультант по налогам и сборам – это специалист, обладающий совокупностью юридических, финансовых и экономических знаний, отвечающий установленной Министерством труда и социального развития Российской Федерации квалификационной характеристике (постановление Минтруда России от 04.08.2000 № 57), прошедший аттестацию в НОУ "Институт налогового консультирования" (далее по тексту – Институт) и зарегистрированный в Едином реестре Института налогового консультирования.
1.5 Стандарты (правила) профессионального оказания услуг по налоговому консультированию разрабатываются Институтом для унификации требований, предъявляемых к консультантам по налогам и сборам и оказываемым ими профессиональным услугам.
1.6 Институт на основе договоров осуществляет методическое руководство и координацию деятельности учебных заведений и учебно-методических центров по обучению консультантов по налогам и сборам, согласование единых программ подготовки консультантов по налогам и сборам;
1.7 Институт утверждает формы выдаваемых документов об аттестации и регистрации консультантов по налогам и сборам. 1.8 Институт осуществляет в установленном порядке деловые контакты с международными организациями, действующими в сфере налогового консультирования.
2. Права и обязанности
2.1 Консультант по налогам и сборам вправе:
2.2 Консультанты по налогам и сборам могут создавать (или входить в них) в соответствии с законодательством Российской Федерации СРО, некоммерческие организации, палаты, гильдии консультантов по налогам и сборам, а также общественные объединения и профессиональные ассоциации, в том числе с учетом специализации по объектам промышленной собственности, отраслям экономики, науки и техники, видам деятельности, на основе членства для целей:
2.3 Консультант по налогам и сборам имеет право представлять любое лицо, заключившее с ним договор поручения или иной договор аналогичного содержания в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия консультанта по налогам и сборам на ведение дела подтверждаются доверенностью. Доверенность на представительство в органах, перечисленных в п.1.2. настоящего Положения, выдается консультанту по налогам и сборам доверителем и требует нотариального удостоверения. Физическими лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и иностранными юридическими лицами доверенность должна быть оформлена в порядке, предусмотренном законодательством страны, где она составляется, и легализована в консульском учреждении Российской Федерации, кроме случаев, когда легализация доверенности не требуется в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Информация, которую консультант по налогам и сборам получает от доверителя в связи с выполнением его поручения, признается конфиденциальной, если иное специально не указано доверителем или не следует явным образом из его действий.
2.4 Консультант по налогам и сборам не вправе принять поручение в случаях, если он по делу, являющемуся предметом поручения, представлял или консультировал лиц, интересы которых явно противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела, или принимал иное участие в его рассмотрении, а также в случае рассмотрения дела должностным лицом, с которым консультант по налогам и сборам состоит в родственных отношениях.
3. Аттестация и регистрация консультантов по налогам и сборам
3.1 Аттестация консультантов по налогам и сборам является формой проверки наличия у физического лица специальных знаний о налогах и сборах, подтвержденных выдачей квалификационного аттестата консультанта по налогам и сборам.
3.2 В качестве консультанта по налогам и сборам согласно настоящему Положению может быть аттестован гражданин, который:
3.3 Работники Федеральной налоговой службы Российской Федерации и подведомственных ей налоговых органов, а также должностные лица и служащие, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, не могут быть аттестованы в качестве консультантов по налогам и сборам.
3.4 Аттестация консультантов по налогам и сборам осуществляется Институтом. Для проведения этой работы Институт создает Комиссию по аттестации и регистрации консультантов по налогам и сборам и апелляционную комиссию. Положение о Комиссии по аттестации и регистрации консультантов по налогам и сборам утверждается Институтом. В Комиссию могут входить сотрудники Федеральной налоговой службы Российской Федерации, других министерств и ведомств, образовательных учреждений, научных и других организаций.
3.5 Кандидат в консультанты по налогам и сборам подает в Комиссию по аттестации и регистрации Института заявление об аттестации. К заявлению прилагаются копия диплома о высшем или среднем профессиональном образовании, документы, подтверждающие наличие опыта практической работы по специальности, квитанция о внесении платы за аттестацию и регистрацию, а также по усмотрению кандидата другие документы, характеризующие его квалификацию. Лица, представившие документы, соответствующие предъявляемым требованиям, допускаются к аттестационному экзамену. Лица, успешно сдавшие экзамен, решением Комиссии по аттестации и регистрации получают квалификационный аттестат консультанта по налогам и сборам сроком на три года. Квалификационный аттестат удостоверяет право его владельца выполнять должностные обязанности консультанта по налогам и сборам, указанные в постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 57 от 4 августа 2000 г. "О внесении дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих".
3.6 Комиссия по аттестации и регистрации отказывает кандидату в консультанты по налогам и сборам в аттестации в следующих случаях:
а) несоблюдение требований, изложенных в пункте 3.2. настоящего Положения;
б) невнесение кандидатом установленной платы за аттестацию. Кандидат в консультанты по налогам и сборам, которому отказано в аттестации на основании подпункта "а" настоящего пункта, может быть допущен к повторной аттестации не ранее чем через 6 месяцев. Отказ в аттестации может быть обжалован кандидатом в консультанты по налогам и сборам в апелляционную комиссию в 3-месячный срок, начиная с даты получения им решения об отказе в аттестации.
3.7 Регистрация прошедшего аттестацию консультанта по налогам и сборам осуществляется на основе его заявления, которое должно быть подано в течение года, начиная с даты решения о его аттестации. К заявлению прилагается квитанция о внесении платы за регистрацию. При нарушении указанного срока решение об аттестации утрачивает силу. Институт в течение месяца, начиная с даты подачи заявления о регистрации, вносит необходимые сведения в Единый реестр консультантов по налогам и сборам, выдает консультанту по налогам и сборам свидетельство о регистрации консультанта по налогам и сборам, а также направляет информацию о регистрации консультанта по налогам и сборам для опубликования в журнале Федеральной налоговой службы России “Налоговая политика и практика”. Состав публикуемых сведений устанавливается Институтом. Право на осуществление профессиональной деятельности консультанта по налогам и сборам возникает с даты его регистрации в Едином реестре.
3.8 Комиссия по аттестации и регистрации консультантов по налогам и сборам отказывает в регистрации в случаях подачи заявления о регистрации лицом, не прошедшим аттестацию, невнесения установленной платы за регистрацию, а также возникновения обстоятельств, препятствующих регистрации консультанта по налогам и сборам в соответствии с пунктом 3.2. настоящего Положения.
3.9 С кандидатов в консультанты по налогам и сборам взимается плата за аттестацию в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и плата за регистрацию в размере пяти минимальных размеров оплаты труда. Поступающие средства направляются на покрытие расходов по аттестации и регистрации консультантов по налогам и сборам, опубликованию сведений о регистрации и контролю за соблюдением консультантами по налогам и сборам настоящего Положения.
3.10 Лица, зарегистрированные в качестве консультантов по налогам и сборам в соответствии с настоящим Положением, вправе пользоваться официально наименованием «Консультант по налогам и сборам».
4. Повышение квалификации, переаттестация
4.1 Повышение квалификации и переаттестация по налогам и сборам может осуществляться в учебных центрах и образовательных организациях по программам:
4.2 Программы повышения квалификации разрабатываются Институтом и размещаются на сайте Института.
4.3 Консультанты по налогам и сборам имеют право выбора формы и места повышения квалификации в соответствии с профилем их работы.
4.4 Повышение квалификации консультантов по налогам и сборам в форме проведения спецкурсов, спецсеминаров, стажировок осуществляет Институт.
4.5 Помимо участия в учебной деятельности каждый консультант по налогам и сборам должен систематически самостоятельно повышать свою квалификацию путем:
4.6 К переаттестации допускаются ранее аттестованные консультанты по налогам и сборам, если срок действия их квалификационных аттестатов истек.
4.7 Переаттестация и регистрация в Едином реестре осуществляются в том же порядке, что и при первой аттестации.
5. Ответственность за нарушение Положения о консультантах по налогам и сборам
5.1 К консультанту по налогам и сборам, нарушившему настоящее Положение, могут быть применены следующие меры:
5.2 Консультант по налогам и сборам исключается из Единого реестра на основании:
Информация об исключении консультанта по налогам и сборам из реестра публикуется Институтом в журнале “Налоговая политика и практика” с указанием причин исключения.
5.3 Институт осуществляет контроль за соблюдением настоящего Положения.