13 мая 2013 г. в Государственной думе РФ проходили Парламентские слушания на тему: «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», участниками которых были сотрудники НОУ «Институт налогового консультирования».

Перед участниками выступил с докладом по указанному вопросу Министр финансов РФ А.Г.Силуанов, со содокладом председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам А.М.Макаров, а также РуководительФНС России М.В.Мишустин, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю.Титов, заместитель Председателя Счетной палаты РФ В.П.Горегляда, главы субъектов РФ, представители фракций в Государственной Думе, объединений предпринимателей, экономического и экспертного сообщества.

Не оставил равнодушным никого из числа присутствующих вопрос о налоговой нагрузке.

Выступающими обратили внимание на некорректность применяемого в проекте Основных направлений метода сравнения уровня налоговой нагрузки по России с другими странами, в частности, в России уровень налоговой нагрузки определяется не только ставками по налогам, и даже не только объемом уплаченных налогов, но и размером тех административных издержек, которые несут налогоплательщики, выполняющие все предписания налогового законодательства.

В связи с этим, отмечено, что налоговая политика в России должна носить системный характер и охватывать все элементы налоговой системы в их взаимосвязи, а не представлять из себя набор фрагментарных изменений в налоговое законодательство, исходящих из задач бюджетного планирования.

По мнению участников Парламентских слушаний, в Основных направлениях налоговой политики обязательно должен содержаться анализ итогов реализации Основных направлений предыдущего периода с точки зрения достижения задач, поставленных Правительством или с указанием причин невозможности их достижения, обзор осуществленных за этот период мероприятий налоговой политики, не предусмотренных Основными направлениями и их влияние на темпы роста, социально-экономическое развитие и качество жизни граждан.

Особое внимание выступающими было обращено на то, что задачи прошлых лет, которые заявлялись в течение нескольких лет, так и не были решены (например, упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, включение в главу 25 НК РФ института Соглашения о распределении расходов и т.п.).

Представитель фракции «ОПОРА РОССИИ» указал на необоснованное отсутствие в проекте Основных направлений вопросов, так или иначе связанных с поддержкой малого бизнеса. Складывающаяся в настоящее время катастрофическая ситуация связана с наличием реальной угрозы существования малого бизнеса в стране как класса, в том числе в результате принятия решений, связанных с взиманием обязательных страховых взносов.

Было высказано мнение, что решение вышеназванных задач возможно только в рамках подготовки комплексной Программы налоговой реформы, которая отвечала бы не только задачам бюджетного планирования, но и социально-экономического развития государства.

В этих целях предложено организовать широкое обсуждение путей реформирования налоговой системы с участием всех ветвей государственной власти, общественными бизнес-объединениями и при участии граждан Российской Федерации в рамках Открытого правительства.

Т.Н. Мехова – директор Центра налогового планирования и консультирования НОУ «Институт налогового консультирования».